Этой весной команда Simtech Development совместно с нашим партнером-разработчиком платформы для электронной коммерции CS-Cart приняла участие в двух знаковых retail-форумах — Retail TECH 2024 и Retail Upgrade Весна. Лейтмотивом обоих форумов стали растущая популярность нишевых маркетплейсов и омниканальность бизнеса. Какими инсайтами мы готовы поделиться с вами? Подробности в нашем материале.
Retail TECH — это крупнейшая коммуникационная платформа профессионалов ритейла. Она объединяет руководителей всех форматов розничной торговли для обмена опытом, коллаборации, обучения и общения. Юбилейный пятый Retail TECH прошел с 16 по 18 апреля 2024 в Центре Международной Торговли в Москве. Цифры этого года впечатляют: 6 027 посетителей, 500+ спикеров и 29 деловых потоков.
Retail Upgrade Весна — конференция о новых бизнес-моделях, решениях по сокращению издержек и увеличению продаж в ритейле. В этот раз конференция прошла с 23 по 24 апреля в Radisson Славянская в Москве и собрала 3 000+ офлайн участников, 100+ экспонентов, 50 интерактивных выставок и 250+ спикеров.
Динамика роста нишевых маркетплейсов
Нишевые маркетплейсы, действительно, стали одним из наиболее обсуждаемых направлений в электронной коммерции в последнее время. Их популярность объясняется тем, что такие площадки сосредотачиваются на узкоспециализированных товарах или услугах, что делает их привлекательными для определенной аудитории. В отличие от универсальных маркетплейсов они обладают глубокими знаниями и экспертизой в своей категории, позволяющими предложить более качественные товары или услуги целевой аудитории, активно заинтересованной в покупках, вместо случайных посетителей, блуждающих по просторам интернета. Динамика роста нишевых маркетплейсов в РФ и СНГ поражает воображение.
Факторы успеха нишевых маркетплейсов
Перечислим основные факторы успеха нишевых маркетплейсов, которые чаще других озвучивались профессиональным сообществом в ходе экспертных выступлений и “круглых столов”.
- Ассортимент. На нишевых маркетплейсах больше вариантов товаров внутри категорий и подкатегорий товаров для удовлетворения потребностей всех сегментов целевой аудитории.
- Услуги в пакете. Возможность продавать товары в одном пакете с услугами, например, установкой и обслуживанием приобретенного оборудования, дополнительным обучением пользованию высокотехнологическими товарами, подпиской на расходники и так далее.
- Экспертиза. Нишевый маркетплейс становится авторитетным источником знаний о продукте, что особенно актуально для продажи оборудования, техники и недвижимости. Чаще всего на таких площадках есть контент-хаб с экспертными статьями, руководствами, чек-листами и подробными видеообзорами.
- Постоянное технологическое развитие. Интерфейс и функциональность нишевых маркетплейсов соответствуют растущим потребностям аудитории, так как “заточены” не под весь рынок, а под конкретную нишу. Быстрое тестирование гипотез и time-to-market новых фич позволяет раньше конкурентов собирать обратную связь покупателей.
Узнать подробнее:
Нишевые маркетплейсы: как создать и конкурировать с eCommerce гигантами
Эффективные стратегии удержания клиентов в интернет-магазине
Сценарии запуска и развития нишевых маркетплейсов
Крупные игроки все чаще говорят о том, что предпочитают выход в онлайн начинать с MVP, созданном на базе коробочного решения с индивидуальной настройкой и доработкой под бизнес-задачи.
Более зрелые бизнесы предпочитают самописные решения и наличие собственной инженерной команды для обеспечения безопасности и полного контроля инфраструктуры.
Популярны также и гибридные модели на базе “полуфабрикатов” отраслевых решений с API-first и headless подходом, способных закрыть все узкие места enterprise-проектов, такие как большое количество уникальных SKU, “шкваловый” спрос во время маркетинговых активностей и сложные механики ценообразования, в том числе для товаров с вариациями.
Рассказали о различных сценариях разработки маркетплейсов в наших материалах:
Сердце маркетплейса: как выбрать платформу и не ошибиться
Как MVP позволяет обеспечить успех онлайн-бизнесу: лучшие примеры из нашей практики
Монолит или микросервис ー как выбрать архитектуру для крупного e-Com-проекта
Триггеры создания нишевых маркетплейсов на кастомных решениях
Развитие
- Фоновая модернизация архитектуры и переход к реальной масштабируемости
- Разработка сложных механик ценообразования, мультиролей, работы с множеством поставщиков
- Ускорение time-to-market нового функционала
- Создание общей базы данных для омниканальных бизнесов
Цифровизация
- Вывод оптового бизнеса в онлайн и организация онлайн-работы с B2B покупателями (личный кабинет, каталог, интеграция с CRM и ERP)
- Автоматизация работы с поставщиками и логистическими компаниями
- Автоматизация системы закупок на предприятии (аукционы, запрос предложений)
- Проектирование и реализация микросервисной архитектуры с нуля
Перезапуск
- Миграция с западных платформ, ушедших с рынка РФ
Тренды ритейла и электронной коммерции в 2024 году
Машинное обучение для увеличения среднего чека
Компании стремятся внедрять искусственный интеллект для оптимизации процесса продаж и общения с клиентами, и ритейл-проекты не исключение. Машинное обучение или ML активно используется для создания персонализированных рекомендаций.
Привычное потребительское поведение внутри разных категорий уникально, а с помощью специальных алгоритмов возможно отслеживать предпочтения покупателей, анализировать запросы и количество посещений с определенного IP-адреса, и на основе этих данных предлагать клиенту релевантные рекомендации на сайте. В России подобные алгоритмы широко используются множеством интернет-магазинов, таких как «ИЛЬ ДЭ БОТЕ» и «М.Видео».
Омниканальность для расширения зоны покрытия
Классический ритейл идет в цифру, а изначально цифровые бизнесы открывают физические магазины или даже сеть точек в торговых центрах. В чем преимущество такого подхода? Расширение “зоны покрытия”, после пандемии многие пользователи вновь хотят общения, сразу попробовать товар или просто “отдохнуть в торговом центре”, а купить в интернет-магазине. Мы уже писали о том, как внедрить омниканальный подход в мебельный бизнес, но описанная концепция может быть с легкостью использована и для других сегментов екома.
Аренда ПВЗ у больших игроков
Слабым местом большинства новых игроков на рынке онлайн-торговли является логистика и построение собственной сети пунктов выдачи заказов. Зачастую стоимость доставки пугает посетителей сайтов и заставляет вернуться на привычный Ozon и Wildberries c бесплатной доставкой.
Выходом для селлеров, которые задумываются о запуске собственного маркетплейса, может стать партнерство с большими игроками. Вы знаете, что тот же Ozon позволяет подключать сторонние компании к своим ПВЗ, а Sela выдает заказы через ПВЗ Lamoda?
Геймификация в интернет-магазине
Геймификация в электронной коммерции становится популярным способом заинтересовать клиентов и увеличить продажи. Внедряя игровые механики, компании создают интерактивную среду, в которой клиенты получают вознаграждения и стимулы за выполнение определенных задач. А геймификация HR- процессов позволяет быстрее закрывать бизнес-потребности.
Узнать подробнее:
Геймификация в бизнесе: лучшие практики и вдохновляющие кейсы
Внутренний интернет-магазин: как он работает и зачем нужен крупным брендам
Умный поиск и доработка поисковой строки
И закончить обзор трендов ритейла и екома мы хотели бы темой умного поиска. Расскажем о своем опыте. В последнее время мы все чаще получаем запросы на разработку функционала умного поиска и доработку поисковой строки. И это неудивительно — покупатели интернет-магазинов все больше переносят пользовательский опыт из поисковиков и ожидают видеть все, что им нужно, прямо из строки поиска. Например, на Ozon достаточно кликнуть на строку поиска, чтобы увидеть рекомендуемые товары.
Добавление тегов в поисковую строку позволит выводить подборки наиболее актуальных товаров. При клике на каждую из групп покупателю выдаются товары, которые были заранее настроены администратором, группы могут динамично меняться в зависимости от сезона или трендов. Это значительно упрощает взаимодействие с сайтом и повышает конверсию в продажу.
Если перед вами также стоят задачи, связанные с увеличением среднего чека или расширением функционала для продвижения товаров вендоров, обращайтесь к нам за помощью.
Компания Simtech Development запускает и развивает интегрированные веб-системы с 2005 года. Мы владеем лучшими мировыми практиками по разработке решений для e-Commerce, и готовы запустить ваш проект в сжатые сроки с учетом специфики бизнеса и интересов стейкхолдеров.