В мире электронной торговли геймификация становится все более популярным инструментом для привлечения внимания клиентов, увеличения продаж и улучшения пользовательского опыта. Эта стратегия позволяет создать увлекательное и интерактивное окружение, где пользователи могут получать награды, достижения и стимулы за определенные действия и достижения. В этой статье мы рассмотрим, как геймификация влияет на онлайн-торговлю, какие преимущества она приносит как для сотрудников таких компаний, так и для покупателей, а также какие успешные кейсы уже существуют в этой области.
Что такое геймификация
Геймификация в бизнесе представляет собой стратегию использования игровых элементов и механик в негеймовой среде (например, в интернет-магазине) с целью вовлечения сотрудников, клиентов или пользователей. Основная идея заключается в применении принципов и элементов игр для достижения бизнес-целей и стимулирования желаемого поведения.
Перед внедрением геймификации необходимо определить цели, которых нужно достичь. Это может быть увеличение продаж, улучшение качества работы, повышение вовлеченности сотрудников и т.д.
Принципы работы геймификации в бизнесе включают:
- Цели и задачи: Установка ясных целей и задач, которые участники должны достичь, создает направленность и мотивацию для участия.
- Награды и признания: Предоставление наград, бейджей, бонусов или других форм признания за выполнение задач стимулирует участников к дальнейшим достижениям.
- Прогресс и развитие: Постепенное продвижение участников по уровням или ступеням, отражающим их прогресс и достижения, это стимулирует развитие и соревновательность.
- Соревнования и коллективное взаимодействие: Организация соревнований, командных игр или совместных задач, чтобы стимулировать конкуренцию или сотрудничество между участниками.
- Обратная связь и аналитика: Предоставление обратной связи о выполнении задач, результаты, статистика и аналитика помогают участникам оценить свой прогресс и понимать, какие действия приводят к желаемым результатам.
- Персонализация и адаптация: Учет индивидуальных потребностей и предпочтений участников, а также адаптация игровых элементов под их интересы способствует более эффективной мотивации и вовлечению.
Как работает геймификация в бизнесе?
Основной плюс геймификации заключается в ее способности создавать уникальный и привлекательный опыт для пользователей, что в свою очередь способствует удержанию клиентов и совершению целевых действий. Рост интереса к геймификации в различных сферах бизнеса обусловлен несколькими факторами:
- Улучшение опыта пользователя: Использование игровых механик геймификации способствует улучшению пользовательского опыта, делая процесс взаимодействия с брендом запоминающимися.
- Повышение лояльности: Геймификация может стимулировать лояльность через системы наград, бонусы и уровни достижений, что способствует удержанию клиентов.
- Вовлеченность: Игровые элементы могут стимулировать вовлеченность пользователей, увеличивая время, проведенное на сайте, и способствуя повышению конверсии.
- Конкурентное преимущество: Геймификация является актуальным трендом в маркетинге, который помогает компаниям выделиться на фоне конкурентов и привлечь внимание аудитории.
Ключевые элементы геймификации
Геймификация может принимать различные формы. Главное, что присутствует во всех видах геймификации в бизнесе – это интерактив и элемент соревнования – все, что превращает процесс взаимодействия с сайтом в игру:
- Бонусные программы и программы лояльность: Предоставление бонусов за покупки, создание программ лояльности с уровнями и достижениями, возможность обмена баллов на скидки или подарки.
- Игровые элементы на сайте: Использование виртуальных бейджей, значков, прогресс-баров или анимаций для отслеживания достижений покупателя, его уровня активности или прогресса в программе лояльности.
- Интерактивные квесты и игры: Организация регулярных конкурсов, розыгрышей призов, игровых заданий или квестов, которые могут увеличить вовлеченность и мотивацию клиентов.
- Персонализированные рекомендации: Использование игровых механик для предоставления персонализированных рекомендаций товаров, подбора стилей или создания индивидуальных предложений на основе предпочтений покупателя.
- Системы достижений и бейджей: Введение систем достижений или бейджей за определенные действия покупателя (например, первая покупка, оставленный отзыв, приглашение друзей и т.д.), что способствует увеличению активности пользователей.
В каких сферах бизнеса применяют геймификацию
Стратегия популярна в различных сферах бизнеса, включая геймификацию в IT компаниях, в сфере рекламы, обучения и развитии персонала, управления проектами, игровых воронках продаж и т.д. Конкретные примеры включают использование программ лояльности с игровыми элементами, обучающие платформы с игровой механикой, мобильные приложения с элементами соревнования и т.д.
О них поговорим ниже.
Примеры игровых механик
В мире существует множество интересных примеров применения геймификации на сайтах. Вот несколько известных брендов, которые успешно используют технологии геймификации:
Яндекс.Маркет
На Яндекс.Маркет пользователи могут оставлять отзывы и ставить оценки товарам, что помогает другим посетителям принимать решение о покупке. Это также может быть воспринято как элемент игры – за активность в оставлении отзывов можно получать бонусы или повышать свой статус.
Издательство МиФ
Компания успешно применяет геймификацию в своих рассылках, используя интерактивные элементы и игровой подход для привлечения внимания аудитории. В рамках одной из своих акций они прибегли к своему любимому способу, чтобы заинтересовать читателя, предложив поучаствовать в онлайн-игре. Это лотерея: выбрав карту с “предсказанием”, клиент получает скидку на один из курсов.
Геймификация в данном контексте помогает превратить обычную рассылку в увлекательное интерактивное событие, которое не только привлекает внимание, но и мотивирует аудиторию к действиям. Предложение участвовать в игре для получения скидки создает чувство участия, что может быстрее привести к конверсии потенциального клиента в покупателя.
Такой подход к рассылкам не только делает их более привлекательными, но и способствует увеличению вовлеченности аудитории, создавая позитивный опыт взаимодействия с брендом. Геймификация помогает сделать коммуникацию более интересной, захватывающей и запоминающейся для читателей, что способствует улучшению эффективности маркетинговых кампаний.
Читать далее: Топ идей для «Черной пятницы»: примеры и лучшие практики
Duolingo
Duolingo – популярное приложение для изучения иностранных языков, которое использует геймификацию через уровни, достижения, бонусы за ежедневное обучение.
Starbucks Rewards
Программа лояльности от Starbucks, которая предлагает клиентам зарабатывать звезды (баллы) за каждую покупку. Чем больше звезд накоплено, тем выше уровень и больше привилегий и бонусов клиент получает.
Программа лояльности на Lamoda
Участники программы могут получать баллы за покупки, которые впоследствии можно обменять на скидки на будущие заказы. Кроме того, программа предоставляет доступ к эксклюзивным предложениям, розыгрышам призов и специальным акциям для участников.
Nike Run Club
Приложение Nike, которое мотивирует людей заниматься спортом и бегать, используя игровые элементы, такие как достижения, челленджи и виртуальные трофеи. Также Nike использует геймификацию на своем сайте через программу лояльности, которая предлагает участникам бонусы, достижения и персонализированные рекомендации на основе их активности и покупок.
Amazon Prime
Amazon Prime – программа лояльности Amazon, которая предлагает участникам бесплатную доставку, эксклюзивные скидки, стриминговые сервисы и другие преимущества за ежемесячную плату.
Sephora
Sephora Beauty Insider – программа лояльности магазина косметики, которая предлагает участникам бонусы, подарки, эксклюзивные мероприятия и персонализированные рекомендации.
Urbankissed
Наш клиент Urbankissed использует кликабельные картинки в разделе Shop the Look, чтобы сократить путь от рекомендации товаров к его выбору из каталога.
Кейс 1: Мотивирующая игра и аукцион для покупателей мультивендорной платформы
Проект “Hong-Kong My Favourite” (HKMF) – это корейская мультивендорная платформа электронной коммерции, которой удалось повысить вовлеченность пользователей за счет введения геймификации на сайте. Реализация идеи включала в себя следующие ключевые элементы.
- Охота за сокровищами: Мы добавили на сайт мотивирующую игру “Охота за сокровищами”, где пользователи могли искать изображения животных, чтобы выиграть подарочные сертификаты. Это увеличило трафик на сайте и повысило вовлеченность пользователей.
- Аукцион: Разработана функция аукциона, позволяющая покупателям делать ставки на товары с интерактивным таймером. Администратор мог устанавливать параметры аукциона, такие как минимальная цена для выигрыша продукта, начальная цена и время окончания аукциона.
Эти инновации помогли улучшить опыт пользователей на платформе HKMF и повысить ее привлекательность для покупателей.
Кейс 2. Геймификация админ панели для привлечения вендоров
Геймификация может быть эффективным инструментом для привлечения вендоров и партнеров. Через геймификацию на сайте вендоры могут продвигаться по тарифным планам. Например, они могут зарабатывать баллы или коины за выполнение определенных заданий, участие в конкурсах или достижение определенных продаж. Эти баллы или коины могут быть обменены на привилегии или дополнительные возможности в рамках выбранного тарифного плана. Ниже рассмотрим подробнее несколько способов, как можно использовать геймификацию для этой цели:
- Игровые конкурсы и челленджи: Организуйте конкурсы среди вендоров, где они могут выиграть призы или бонусы за достижение определенных целей или результатов. Это мотивировать вендоров к активным действиям.
- Система достижений и уровней: Создайте систему достижений и уровней для вендоров, где они могут повышать свой статус и получать дополнительные преимущества или вознаграждения за достижения определенных целей.
- Игровые элементы в партнерской программе: Внедрите игровые элементы, такие как бейджи, очки или виртуальные награды, в рамках партнерской программы для вендоров. Это может сделать участие в программе более увлекательным и интересным.
- Интерактивные обучающие программы: Создайте интерактивные обучающие программы с игровыми элементами для вендоров, где они могут учиться и развиваться, получая при этом удовольствие от процесса.
В нашей практике был проект, где для привлечения вендоров для продажи бывших в употреблении вещей была использована геймификация. На сайте выделено три типа продавцов: разовые участники распродажи, организаторы сбора средств для онлайн-мероприятия и постоянные продавцы. Для упрощения процесса онбординга новых продавцов мы добавили новый раздел в панели администратора, призванный рассказать потенциальным продавцам о возможностях, которые они получают с каждым тарифным планом. Процесс в каждом разделе описан с помощью шагов для более наглядного представления. Администратор может размещать различные тарифы с разными ценами и условиями. Например, была реализована функциональность, позволяющая приобретать план либо с одноразовой оплатой, либо по подписке на определенное количество дней. Таким образом, вендоры вовлекаются в некую “игру”, где стимуляцией продвижения становятся более привлекательные условия. Для администратора такая эскалация по тарифной сетке продавцов означает получение более высокого дохода.
Кейс 3. Геймификация для повышения мотивации сотрудников
Simtech Development разработали внутренний интернет-магазин мерча Simtech Market по запросу HR-специалистов, которые стремились создать простой и понятный инструмент для мотивации персонала. Проект предусматривал функциональности отслеживания активностей сотрудников, начисления бонусов, интеграцию с внутренними системами компании (ERP, учет рабочего времени) и систему безопасности для защиты конфиденциальности данных.
Читать далее: Внутренний интернет-магазин для сотрудников
Разработанный магазин предоставил сотрудникам возможности выбора товаров/услуг, оформления заказов, редактирования корзины, отправки заявок на выполнение заданий и оплаты заказов коинами или рублями. Особое внимание было уделено функционалу “заданий”, где сотрудники могут участвовать в различных мероприятиях компании, таких как выступления на конференциях. После выполнения задания сотрудники получают коины, которые можно потратить на покупку корпоративных товаров. Такая система способна мотивировать сотрудников, повышая их самооценку и удовлетворенность работой.
Магазин мерча может быть отличным способом геймификации, поскольку он предлагает уникальный опыт покупки, вовлекая покупателей через игровые элементы и механики.
Как внедрить геймификацию в компании
- Установите цели: Определите, какие цели вы хотите достичь с помощью геймификации – повышение вовлеченности пользователей, лояльности клиентов или улучшение бизнес–процессов.
- Выберите подходящие игровые элементы: Выберите элементы, которые соответствуют вашим целям. Это могут быть баллы, достижения, уровни, лидерские доски и другие.
- Интегрируйте геймификацию в процессы: Интегрируйте игровые элементы в рабочие процессы, обучение сотрудников, маркетинговые кампании или взаимодействие с клиентами.
Как оценить эффективность внедрения геймификации в работе
- Установите ключевые показатели эффективности (KPI): Определите KPI, которые помогут измерить успех геймификации, такие, как вовлеченность, уровень удовлетворенности клиентов, LTV или повышение продаж.
- Собирайте данные и анализируйте результаты: Оценивайте данные о поведении пользователей или сотрудников, анализируйте результаты и сравнивайте их с начальными показателями.
Как избежать распространенных ошибок при геймификации
- Не забывайте о целях: Геймификация должна быть направлена на достижение конкретных целей компании, поэтому не теряйте из виду основные задачи.
- Не перегружайте игровыми элементами: Используйте игровые элементы с умом, избегая избыточности, чтобы не отвлекать от основных задач.
- Обеспечьте прозрачность и честность: Геймификация должна быть честной и прозрачной, чтобы не вызывать недоверия у сотрудников или клиентов.
- Слушайте обратную связь: Важно учитывать мнения и отзывы пользователей о геймификации, чтобы вносить коррективы и улучшать стратегию.
Заключение
Использование игровых механик может стимулировать продажи, повысить вовлеченность сотрудников и упростить бизнес-процессы, так как “игроки” часто стремятся к достижению новых уровней и получению наград. Почему бы и вам не попробовать геймификацию в своем бизнесе. Начните с простых механик и оцените результат внедрения.
Simtech Development может помочь вам внедрить геймификацию в ваш бизнес. Наша команда обладает опытом в разработке игровых механик, которые помогут повысить вовлеченность клиентов и сотрудников и выделиться на фоне конкурентов.