Он связан не только с комфортом и автоматизацией бизнес- процессов, но и стремлением к устойчивому развитию. Если вы владелец интернет-магазина или маркетплейса, читайте наш материал до конца. Вместе с техническим директором Simtech Development Андреем Мягковым мы разберемся, как снизить углеродный след бизнеса и сделать его более экологичным.
Ответом на эти проблемы стало формирование в 1983 году “Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию ООН”. Именно там впервые и обозначили термин “устойчивое развитие” как равновесие трех составляющих:
- экономического роста,
- социальной ответственности,
- экологического баланса.
После этой конференции подобные мероприятия стали регулярными, и принцип баланса экономики, экологии и ответственности начал проникать в различные сферы общественной деятельности.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию, 1992 год
Спустя четыре десятилетия тема устойчивого развития пришла и в цифровую торговлю. Последняя стала важной отраслью экономики, открыла бизнесу новые возможности и выгоды.
Электронная коммерция = “зеленая” коммерция?
Изначально интернет-торговля воспринималась как экологичный антипод традиционному сбыту. И в этом есть доля правды: с появлением онлайн-покупок у потребителей отпала необходимость посещать традиционные магазины, а у предпринимателей – их содержать. Потребление ресурсов, связанных с логистикой и эксплуатацией торговых точек, снизилось. Прямые продажи товаров от поставщиков покупателям способствовали уменьшению потребления упаковочного материала, в том числе пластика, а организация ПВЗ сократила логистические цепочки и, соответственно, выбросы CO2.
И все же эко-следы электронной коммерции, отнюдь, не безобидны. Все потому, что она находится в прямой зависимости от интернета, а он генерирует примерно столько же выбросов диоксида углерода, сколько и средняя по размеру европейская страна. К тому же, интернет не может функционировать без электричества, а для его производства сжигается уголь, нефть, природный газ. К слову, запас этих ископаемых в нашей стране, по оценкам разных специалистов, может быть исчерпан через 35-50 лет.
Но вернемся к цифровой торговле. Центры обработки данных, обеспечивающие работу глобальной паутины, потребляют до 20 процентов всей мировой электроэнергии. Разумеется, с увеличением количества сайтов и появления более тяжелых веб-страниц оно будет только расти. HTTPArchive.org утверждает, что средняя веб-страница сегодня на 27% “массивнее”, чем в 2020 году, и в 4 раза – чем в 2010-м.
Как снизить выбросы углекислого газа интернет-магазина
Хорошая новость заключается в том, что уменьшить выбросы углекислого газа можно с помощью хорошо организованного сайта.
Начать нужно с текущей оценки выброса CO2 вашим сайтом. Возможно, вы удивитесь, но для этого есть специальные инструменты. Один из них – Ecograder. Он показывает эмиссию углекислого газа, анализирует вес веб-страниц, оценивает качество UI/UX дизайна и сканирует локальные размещения веб-сайта в центрах обработки данных.
После того, как вы получите отчет (на его формирование уйдет буквально пара минут), можно будет понять, в чем сильные и слабые стороны сайта. А затем запланировать ряд шагов, направленных на снижение потребления интернет-трафика пользователями вашего магазина. Что можно взять на вооружение:
Уменьшение размера и веса изображений
Одна из основных причин большого использования трафика – загрузка картинок. Оптимизируйте их размеры и форматы перед загрузкой. Кстати, выполнять эту работу могут не только специалисты интернет-магазина, но и хостинг-провайдеры.
Кэширование страниц
Кэширование – процесс хранения данных, позволяющий загружать их с сервера единожды и не генерировать снова, если пользователь посещает ту же самую страницу.
Асинхронное обновление контента
Разделите контент на основные и второстепенные элементы. Отложите загрузку последних (например, скриптов или сторонних плагинов) до тех пор, пока не отобразятся первые. Это ускорит время загрузки страниц и снизит потребление интернет-трафика.
Использование готовых платформ для запуска еком-проектов
Коробочные CMS предлагают оптимизированный код и структуру, что снижает нагрузку на сервера и уменьшает потребление энергии. Они также предполагают легкую масштабируемость, поэтому способны обрабатывать большое количество трафика без значительного роста в потреблении ресурсов.
Использование чистого кода в разработке
Код с понятной структурой и оптимизированным алгоритмом может выполняться более оперативно и требовать меньшего количества обработки и вычислений. Он позволяет снизить нагрузку на процессор и, следовательно, потребление энергии.
Сокращение объема передаваемых данных
Оптимизируйте код вашего интернет-магазина, чтобы уменьшить объем передаваемых данных. Удалите ненужные или повторяющиеся скрипты, минифицируйте CSS и JavaScript-файлы, используйте сжатие Gzip для передачи данных.
Удобная навигация
Чем продуманнее переходы между разделами сайта, тем меньшее количество страниц будет открывать пользователь и тем ниже будет коэффициент потребления ресурсов.
Выбор «зеленого» хостинг-провайдера
Некоторые хостинг-провайдеры применяют энергоэффективное оборудование и внедряют центры обработки данных, работающие на возобновляемых источниках энергии. Это позволяет существенно сокращать выбросы углекислого газа в окружающую среду.
Хотите узнать больше об оптимизации своего интернет-магазина?
Устойчивое развитие бизнеса= экологичное развитие бизнеса
Устойчивое развитие стало неотъемлемой частью российской бизнес-среды. И, в отличие от западной парадигмы, его фокус постепенно расширяется с заботы об окружающей среде до экологичного ведения бизнеса. Организации понимают, что их деятельность должна учитывать потребности акционеров и клиентов, а также сотрудников и окружающего общества.
Экологичное ведение бизнеса проявляется в:
- прозрачном взаимодействии со стейкхолдерами,
- эффективном корпоративном управлении,
- социальной ответственности.
Давайте рассмотрим эти составляющие более подробно.
Прозрачность взаимодействия со стейкхолдерами
Речь идет об открытости и доступности информации о компании, ее целях, деятельности.
Взаимодействие с партнерами выражается в ясном описании условий сотрудничества, рисков и вознаграждений. Открытом диалоге, многополярности точек зрения и умении находить компромисс.
Прозрачность взаимодействия с покупателями проявляется в предоставлении честных и развернутых сведений о предлагаемых продуктах и услугах. Уважении их интересов и построении тесных коммуникаций, например, через омниканальные стратегии, благодаря которым клиенты могут связаться с продавцами через любой, удобный для них канал связи: социальные сети, чаты, мобильные приложения, телефон. Каждое касание потребителя с бизнесом должно фиксироваться в виде истории (например, в CRM-системе), поэтому каждое последующее обращение будет повышать скорость решения актуальных вопросов и эффективность самого сотрудничества.
Узнать больше о том, как работают омниканальные стратегии, можно из нашей статьи: Как внедрить омниканальный подход в мебельный бизнес?
Актуальным на сегодняшний день становится и вопрос уважения личного пространства покупателей (никаких звонков в нерабочее время или повторных обращений, если у клиента нет желания вступать в диалог), а также желании избавить их от рекламного шума. Вместо призывов к срочной покупке (“последний шанс”, “успейте купить”) владельцы интернет-магазинов изучают реальные потребности клиентов, а затем формируют предложения с персонализированным подходом.
Что касается сотрудников, то они ценят прозрачность процессов внутри компании. Это означает, что персонал должен иметь доступ к необходимой информации о бизнесе, его целях, приоритетах. Понятные механизмы управления повышают уровень удовлетворенности сотрудников и создают благоприятную рабочую атмосферу.
Эффективное управление бизнесом
Эффективное управление связано с созданием стратегий, способных отвечать потребностям акционеров, клиентов, персонала, поставщиков и общественности.
Для повышения продуктивности взаимодействия с целевыми аудиториями интернет-магазины интегрируют с CRM-системами, платежными сервисами, службами доставки, системами учета и отчетности. Это позволяет автоматизировать и облегчать бизнес-процессы, проводить анализ данных и, исходя из полученных сведений, корректировать корпоративную политику.
При этом всем важно, чтобы интересы сторон находились в балансе. То есть обеспечение максимальной добавленной стоимости для акционеров должно идти в ногу с предложением конкурентоспособных товаров и услуг потребителям. А отношение к подрядным организациям и специалистам должно быть таким же справедливым, как и к штатному персоналу компании.
Еще один момент, заслуживающий внимания: в «зеленой экономике» торговых компаний важным считается ориентация на продвижение региональных продуктов. Например, если вы продаете яблоки, то должны отдавать предпочтение местным садоводам, а не заграничным. Так вы снизите количество вредных выбросов, которые будут произведены при транспортировке, и, соответственно, углеродный след бизнеса.
Читать далее: Региональные маркетплейсы: особенности работы и перспективы развития
Социальная ответственность
В классическом варианте социальная ответственность всегда связана с компенсацией нанесенного бизнесом вреда. И здесь, в отличие от других отраслей, цифровой коммерции немного проще: не нужно очищать реки, как заводам, или сажать деревья, как мебельным фабрикам. Достаточно работать над оптимизацией сайта и формированием общей культуры экологичного и ресурсосберегающего поведения в компании. Что можно предпринять?
- Ищите производителей, использующих возобновляемые материалы и энергоэффективные технологии.
- Рассмотрите сотрудничество с транспортными компаниями, использующих электрокары, гибридные автомобили или другие экологичные технологии доставки.
- Используйте упаковку из вторсырья.
- Добавьте в интернет-магазин опцию “Получить товар со склада”, так вы уменьшите логистические цепочки и выброс CO2 в атмосферу. В формате такой сделки вы можете отказаться от бумажных чеков в пользу электронных.
- Добавьте на сайт категорию с региональными товарами или специальный бейдж/фильтр/характеристику для продуктов, которые произведены в регионах проживания ваших покупателей. Это сократит потенциальное количество выбросов при транспортировке издалека.
- Добавьте на сайт опцию “Потратить “Х” рублей на поддержку…” (лесов/детства/диких животных). Обычно речь идет о символической сумме, но со временем она способна аккумулироваться в нечто существенное. И, конечно, это “озеленит” имидж вашего бизнеса.
- Предлагайте покупателям экологичные виды товаров и приобщайте их к культуре энерго- и ресурсосбережения. Общество к этому готово: результаты опроса агентства Better говорят о том, что 75% покупателей предпочтут купить более дорогой товар, если он будет энергоэффективным.
Например, наш клиент, владелец российского маркетплейса Monogreen, позиционирует свой магазин как “платформу для думающих людей” и полностью сосредоточился на продаже товаров из экологически чистых продуктов: косметики, одежды, продуктов питания и многого другого.
Владельцы онлайн-бизнеса также могут интегрировать принципы социальной ответственности через поддержку благотворительных программ и инициатив. В портфолио Simtech Development есть интернет-магазин детских товаров, где покупатели могут не только приобрести нужные продукты, но и помочь нуждающимся. При нажатии кнопки “Округлить сумму заказа до целого числа”, разница от покупки уходит на счет благотворительной организации. Интересно, что после внедрения этой функциональности у торговой площадки выросла не только лояльность клиентов, но и объем сбыта: за три месяца с момента интеграции количество продаж увеличилось на 17%.
Одним из примеров реализации социальной ответственности компаний в России является внедрение программ по поддержке образования и развития молодежи. Если говорить о нашей компании, то из года в год Simtech Development выступает спонсором международной цифровой олимпиады “Волга-IT”, интеллектуального состязания для студентов факультетов прикладной математики, информатики и программной инженерии.
Мы также поддерживаем открытие пространств IT-CUBE и даже создали собственную аудиторию по PHP, где регулярно проходят занятия для подрастающих разработчиков – школьников, увлекающихся программированием.
Итоги
Устойчивое развитие – это комплекс мер, нацеленных на удовлетворение потребностей человека без ущерба для окружающей среды. Можно ли решить эту задачу в абсолютном выражении? Пожалуй, что нет. Но пользоваться природными ресурсами более рационально и бережно – вполне.
Электронная коммерция не исключение: владельцы интернет-магазинов и маркетплейсов могут работать над снижением выбросов углекислого газа в атмосферу с помощью оптимизации сайтов и размещения серверов в экологически чистых дата-центрах. Устойчивое развитие в цифровой торговле также проявляется в экологичности предлагаемой продукции и сервисах, уважительном отношении к покупателям и сотрудникам, соблюдении этических принципов работы и прозрачности самого бренда.