Олег занимается программированием более 15 лет, и 5 из них он возглавлял отдел кастомной разработки. Сегодня мы приоткроем завесу над цифровым предпринимательством и расскажем историю о том, как 8 лет назад Олег создал успешный онлайн-зоомагазин, который вынудил закрыться около полусотни физических розничных точек в течение двух лет после запуска сайта.
Олег, расскажи подробнее, как ты пришел к идее создать свой онлайн зоомагазин?
Все началось в 2014 году. У меня появилась собака. Я ее подобрал на улице. Встал вопрос: чем кормить. Точно зная что мне нужно, я не нашел, где это купить. В небольших зоомагазинах «у дома» продавались только маленькие пачки, совершенно невыгодные. А я знал, что есть большие упаковки, более выгодные. Поиск соответствующих предложений не дал результатов, в городе не было ничего подходящего. Посмотрел через интернет, кто занимается в Ульяновске оптовыми поставками, и нашел единственного поставщика и только одной марки Royal Canin. Отгружать по одной пачке он не захотел, пришлось брать большой партией. В этот момент и родилась идея: Почему бы не попробовать создать свой интернет-магазин. Мы с женой достаточно быстро запустили магазин.
К идее собственного онлайн-магазина мы пришли от потребности: у нас появился запрос, мы не смогли его удовлетворить и поняли, что в этом сегменте есть пустая ниша для нас.
Олег
Как подошел к выбору стека технологий? Почему CS-Cart?
Выбор движка был очевиден. На работе я имел дело с платформой CS-Cart, ее же и взял за основу. Были, конечно, попытки подобрать другую платформу, выбирал, в том числе, из облачных решений. Решение CS-Cart на тот момент тоже было облачное. В конечном итоге, остановился на стеке, который был знаком больше всего, и мы запустились на CS-Cart. Потребности в быстром старте у нас не было, поскольку для меня это был скорее факультатив, а для жены — занятие, чтобы не скучно было сидеть в декрете. Я выполнил базовую настройку CS-Cart, обучил жену настройкам платформы. У нас не было ни офиса, ни магазинов.
Облачный CS-Cart подходил для легкого старта. Для проверки гипотезы — это самый правильный вариант. Спустя год-два после запуска по мере роста бизнеса мне потребовались дополнительные интеграции. Облачное решение не позволяет делать глобальные модификации. Возник вопрос: куда съезжать? Я выбрал продукт также из линейки CS-Cart: локальную лицензию CS-Cart Standard. Купил хостинг и переехал на новую версию. Мне помогли с переездом, выгрузили базу данных. Я довольно быстро перезапустился на коробочной версии на своем хостинге с возможностью делать доработки.
Как пошагово проходил процесс запуска сайта? Были ли сложности?
Сложностей с запуском сайта не было, поскольку я сам разработчик, и продукт мне знаком. К тому же на облачной версии запуск происходит очень просто: нужно зарегистрироваться и выполнить базовые настройки. Из трудностей было только обучение своего единственного менеджера — супруги — пользоваться сайтом. Я написал несколько инструкций — как добавлять товары и правила загрузки изображений и объяснил структуру и опции. За два месяца супруга освоила настройку. Этих умений было более чем достаточно на первое время, когда необходимо заполнять номенклатуру товаров.
Если говорить пошагово, то процесс запуска выглядел следующим образом:
- зарегистрировались
- настроили методы доставки, стили
- запустили магазин
- пошла индексация сайта поисковиками
- подключили системы аналитики (Яндекс.Метрика и Google Analytics).
Поначалу не было ни баннеров, ни рекламы. Использовали бесплатные каналы продвижения, такие как Авито, и уводили клиентов с доски объявлений на свой сайт. Также сотрудничали с приютами для животных.
Олег
Я помогал приютам строить вольеры и проводить уборку. Взамен они делали репосты моих постов и направляли целевой трафик на мой сайт. Спустя пару месяцев после запуска пришел первый заказ. Это было на другом конце города. Жена к этому времени уже пессимистично относилась к идее собственного магазина. К счастью, проект не был единственным источником дохода, поэтому мы упорно шли к цели.
По мере развития магазина мы стали обрастать дополнительными сервисами
Подключили CRM систему и телефонию, Яндекс почту. Стали появляться сотрудники. Мы открыли два офиса. Места для товара стало не хватать, сначала мы складировали все на балконе, потом стали расширяться: новые марки корма, новые поставщики, два помещения для торговли.
Условно развитие магазина можно разделить на 4 этапа:
- от 0 до 50 заказов в месяц. Два года. Органический рост, который не требовал вложений.
- 50-200 заказов. Мы открыли офис, перевезли туда товары.
- 200-600 заказов. Мы начали давать рекламу. Подключены телефония и CRM. Наняли курьера.
- 1500 заказов. Расширилась товарная база до 2000 единиц. Открыли второй офис.
Есть ли модификации на сайте?
Если говорить о модификациях сайта, то их можно описать с точки зрения вызовов и сложившихся решений.
- Были сложности с актуализацией остатков. Мы принимали заказы на сайте и не знали, есть товар в наличии у поставщика или нужно его ждать под заказ. Свои запасы мы не могли обеспечивать. Не было на начальном этапе ресурсов. Поэтому после приема заказа, приходилось звонить поставщику и убеждаться в наличии товара. С течением времени появились ресурсы, и мы стали формировать свои запасы: на складе хранятся самые ходовые товары. CRM система, используя заданные алгоритмы и историю поведения, может спрогнозировать необходимость новой закупки у клиентов.
- Путаница с заказами. Курьер или менеджеры могли перепутать упаковку и отгрузить не тот корм. Для решения этой задачи я начал разрабатывать инструменты, призванные помочь сотрудникам. Один из инструментов — сканирование штрих-кода на упаковке, чтобы убедиться в правильности заказа к отгрузке. Далее я разработал систему, в которой можно было формировать маршрут, исходя из текущих заказов. Работник сканировал штрихкод при помощи мобильного телефона. Отправлялся запрос на сервер в магазин, где штрих код сравнивался с товаром к отгрузке и выдавалось уведомление о том, что данный товар присутствует в сегодняшней поставке, либо заказ неверный и нужно перепроверить. Количество неверных сборок сократилось с 10% до нуля. По мере продвижения по путевому листу курьер отмечал доставку товара, чтобы система могла учесть эти данные.
- В какой-то момент мы вплотную занялись клиентским сервисом. Для анализа клиентов понадобилась CRM система, поскольку система управления контентом не могла покрыть все наши требования. Мы взяли интеграцию Retail CRM, которая есть в штатной версии платформы, подключили ее к магазину и настроили под себя.
Советы начинающим предпринимателям
- Не бояться. Пара месяцев без результата — тоже результат. Это для пища для размышлений: понять, что и где идет не так и исправить. Возможно, к вам не приходят из-за высоких цен, или вы недостаточно проводите маркетинговых активностей, не используете дополнительные каналы для продвижения.
- Работать с поставщиками. Поставщики — обычные люди, с ними можно и нужно договариваться. Не бойтесь просить скидки. По умолчанию, никто скидок не дает, но они могут пойти навстречу начинающему предпринимателю.
- Не бояться работать самому. Первое время я был сам курьер, сам продавец. Видя цель, потихоньку к ней идешь. Если руки не опускаются, все со временем приходит.
- Определиться с целевой аудиторией. От этого будет зависеть выбор товара, ценовой сегмент (высокий или низкий), конкурентная стратегия (конкурировать по сервису или по цене). Мы выбрали в качестве целевой аудитории более обеспеченных людей и сфокусировались на сервисе и способах решения проблем клиентов.
- Не распыляться. Когда ко мне пришел первый успех, я решил тут же открыть второй магазин, аналог Кофе.ру. У меня была наработанная клиентская база и сотрудники. Почему бы не использовать накопленный ресурс и не открыть еще один магазин. Но на деле, все оказалось не так просто. У меня попросту не хватило сил. Я решил сфокусироваться на одном бизнесе. Несмотря на то, что я верю в серийное предпринимательство до сих пор, все же лучше им заниматься full-time, а не в перерывах от основной работы.
Общаясь с другими предпринимателями, могу сказать, что иметь 5-7 магазинов — это реально, особенно, если все они формируют экосистему, где товары одного магазина дополняют номенклатуру другого.
Олег
Планы на будущее
У нас в планах — расширение на другие регионы и настройка приема оплаты на сайте. Сейчас оплата на сайте не принимается из-за юридических тонкостей.
По словам наших поставщиков приход korm73.ru на местный рынок сократил количество физических магазинов с 70 до 20 физических точек. То есть около 50 магазинов после нашего открытия в течение двух лет ушли с рынка. Офлайн точки не выдержали конкуренции из-за издержек. Мы смогли при конкурентных ценах предложить больше ценности клиенту в виде удобной по времени доставки, персональных предложений и т.п.
Олег