Мероприятие было посвящено розничной торговле, а один из его главных вопросов звучал так: как меняется взаимодействие оптовых поставщиков и ритейлеров. Эксперты отметили, что ярким трендом становится сотрудничество бизнес-партнеров на B2B-порталах.
New Retail Forum – мероприятие, которое проходит в России пятый год подряд и уже зарекомендовало себя как площадка для встреч оптовых продавцов и покупателей.
В 2023 году выставка и конференции объединили более 6000 представителей разных ритейл-сегментов: от продуктов питания до металлопроката. А кроме того, около 230 спикеров – ими стали руководители и ведущие специалисты государственных и частных компаний России.
В течение нескольких дней участники обсуждали острые проблемы ритейла: изменения в логистике, инструменты и бюджеты маркетинговых кампаний в условиях санкций, а также способы коллаборации производителей/дистрибьюторов с крупными игроками розничного бизнеса. По словам экспертов, одним из самых популярных решений становится работа на B2B-порталах – платформах, позволяющих организовывать масштабную закупку и сбыт товаров и услуг.
Андрей Мягков, технический директор Simtech Development:
– Долгое время цифровая коммерция в B2B (“бизнес для бизнеса”) отставала от сегмента B2C (“бизнес для покупателя”). Это не удивительно, ведь формат взаимодействия предпринимателя напрямую с конечным потребителем понятен и прост в реализации, тем более, что коробочные решения с готовым функционалом позволяют запустить интернет-магазин быстро и относительно недорого.
С B2B-продажами, а тем более на B2B-порталах, все иначе: чаще всего это индивидуальная разработка под потребности заказчика, где IT-специалистам приходится внедрять уникальные решения. Они касаются:
- заключения сделок с разными юридическими лицами,
- автоматической генерации документов,
- быстрой калькуляции стоимости больших партий товаров/ объема услуг, таможенного оформления, доставки,
- интеграции со службами логистики,
- разработки персональных ценовых предложений для клиентов.
В качестве примера расскажу про один из наших кейсов. Сейчас мы работаем над B2B-порталом для международной офлайн-компании по продаже светового оборудования. Перед нашими специалистами стоят задачи автоматизировать десятки бизнес-процессов, “подружить” их между собой, перевести “в цифру” работу дилеров, а еще дать возможность покупателям прямо на сайте конструировать товар из разных деталей. К концу года наша команда готовится к релизу проекта.
Разработка B2B-портала, а точнее его минимально жизнеспособной версии (MVP, minimum viable product), занимает около 4-6 месяцев, а окупаемость инвестиций происходит через 1,5-2 года. Быстрый возврат вложенные средств и рост прибыли становятся основными причинами востребованности таких площадок. И по мнению экспертов New Retail Forum, в ближайшие 5 лет их количество в России кратно увеличится.
Почему крупным компаниям выгодно запускать B2B-порталы
Компании-дистрибьюторы, а также производственные и торговые предприятия создают B2B-порталы по ряду причин. Главным образом потому, что они позволяют:
- Выстраивать эффективную работу с дилерами и оптовыми клиентами
Дилеры могут найти информацию: описание продукта, наличие на складах, цены сотен товаров, калькуляторы доставки – на сайте, а далее самостоятельно оформить заказ. Этот сценарий значительно сокращает путь клиента и освобождает его от необходимости взаимодействовать с менеджером.
- Оптимизировать рабочее время сотрудников
Клиент B2B-портала совершает покупки через личный кабинет, и время менеджеров на обзвоны клиентов, обновление прейскурантов, переписку сводится к минимуму.
- Прогнозировать поведение покупателей
Порталы интегрируются с системами Google Analytics и Яндекс метрика, что позволяет лучше управлять спросом и предложением и мгновенно реагировать на изменения на рынке.
- Отслеживать доставку и отгрузку продукции, следить за остатками на складах в режиме реального времени
Функциональные возможности портала позволяют синхронизировать данные с различными системами учета и запасов. Актуальная информация помогает ускорять процесс оформления сделки и повышает степень доверия между партнерами.
- Улучшать обслуживание клиентов и делать им персональные предложения
B2B-порталы позволяют заказчикам настраивать личный кабинет под свои потребности: выбирать язык, валюту, единицы измерения, делать персональные настройки. Здесь же они видят индивидуальные ценовые предложения от поставщика, скидки, рекомендации на основе предыдущих покупок.
- Упрощать документооборот
Благодаря автоматическому заполнению форм, совместной работе над документами и переводу бумажных версий в цифровые аналоги сроки заключения договоров сокращаются с недели до 1 дня.
- Управлять большой товарной матрицей
Когда у компании более 1000 номенклатурных единиц в каталоге, администрировать бизнес-процессы в ручном режиме становится невозможно. Инструменты B2B-портала переводят множество операций в автоматический режим.
Ольга Белоцкая, руководитель направления по продажам и сопровождению клиентов Simtech Development:
– Цены для оптовых покупателей пересчитываются практически ежедневно в зависимости от маржи компании, поэтому обновление информации и доведение её до контрагентов становится крайне сложной задачей.
Если же поставщик:
- публикует прайс в онлайн,
- дает возможность клиентам рассчитать с помощью калькулятора типовые и нетиповые товары или услуги,
- в автоматическом режиме задает условия купли-продажи для тех или иных групп заказчиков,
то он существенно ускоряет цикл сделки. Это также влияет на имидж владельца бизнеса: он становится не просто продавцом, а инновационным партнером, готовым вкладывать средства в комфортный процесс закупки и качество коммуникации с бизнес-партнерами.
Итоги
В 2023 году эксперты New Retail Forum отметили новый тренд – активный рост интереса к B2B-порталам. Это объясняется тем, что оптовые eCom-площадки повышают эффективность и прибыльность бизнеса и быстро окупаются. К тому же, процент клиентов, желающих перейти на дистанционное взаимодействие с поставщиком, постоянно растет.
По оценкам спикеров, в ближайшие 5 лет количество B2B-порталов увеличится как минимум вдвое. При этом запросы компаний-поставщиков к разработчикам будут становиться узкоспециализированными, а работа с клиентами более персонализированной.
Компания Simtech Development запускает и развивает интегрированные веб-системы с 2005 года. Мы владеем лучшими мировыми практиками по разработке решений для e-Commerce, и готовы запустить B2B-портал в сжатые сроки с учетом специфики бизнеса и интересов стейкхолдеров.